Себестоимость печати-1

Себестоимость печати

Когда говорят «Себестоимость печати», чаще всего подразумевают себестоимость полиграфической продукции, включающую допечатные, печатные и послепечатные процессы. Далее мы будем рассматривать именно себестоимость продукции.

Что такое себестоимость

Себестоимость — это сумма затрат отнесенная на объект затрат.

В полиграфии, объект затрат — это заказ. А точнее, конкретная продукция включенная в заказ. Ибо бывает, что заказ содержит несколько видов полиграфической продукции. Например, вам заказывают четыре вида этикетки, которые вы описываете в рамках одного заказа.

Затраты — это всё, на что вы тратите деньги в процессе производства. Это бумага и материалы, зарплата персонала, субподряд, техническое обслуживание, аренда, электроэнергия, коммуналка, проценты по лизингу и кредитам, и так далее.

То есть, чтобы посчитать себестоимость заказа, надо собрать все затраты и какую-то долю отнести на конкретный заказ.

Следует отметить, что объектом затрат может быть не только заказ, но и отдельная операция, оборудование и так далее. Расчёт себестоимости подобных объектов тоже важен для анализа эффективности.

Считать себестоимость необходимо

Типография – это производство, а не мелкооптовый склад, где себестоимость – это цифра близкая к закупочной цене. Себестоимость полиграфической продукции складывается из стоимости материалов и затрат на выполнение работ (производственных операций).

Не зная себестоимости:

  • невозможно назначить обоснованную цену на момент оформления заказа,
  • проблематично контролировать затраты в процессе производства,
  • не получится проанализировать эффективность работы типографии и принять меры к ее повышению.

В чем сложность расчёта

Затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые — это те, которые можно однозначно привязать к определенному заказу. Все остальные — косвенные.

Несложно определить сколько на заказ тратится бумаги, картона или другого запечатываемого материала, расходы на субподряд. Это прямые затраты.

А сколько расходуется краски, лака, клея? А зарплаты рабочих? Можно, но сложнее.

А какова доля стоимости аренды производственного помещения в конкретном заказе? Или расходов на офис? Или процентов по кредитам?

Бухгалтерия не поможет

Ваша бухгалтерия считает затраты. Но, эти затраты и процедуры их расчёта строго регламентированы. Так как цель расчёта — заплатить налог на прибыль.

То есть, существуют реальные затраты. И существуют затраты с точки зрения бухгалтерии. Они отличаются.

Расчёт себестоимости — это не для бухгалтерии. Специалисты пишут, что термин «себестоимость продукции» вообще не встречается в нормативных документах по бухгалтерскому учёту. Соответственно, нет и регламентированных методик.

Методики расчёта себестоимости

Существует несколько распространённых методик. Их названия весьма условны и встречаются в литературе в разных вариантах.

Основные методики, применяемые в полиграфической и упаковочной индустрии следующие:

  • Метод прямой калькуляции — рассчитываются прямые затраты на заказ (обычно, материалы и зарплата производственных рабочих) , а косвенные добавляются как некий процент;
  • Direct Costing — затраты делятся на переменные (зависящие от тиража) и постоянные. Себестоимость заказа — только переменные затраты. Для заказа устанавливается некая маржинальная прибыль. По мере прохождения заказов, маржинальная прибыль суммируется и достигает точки безубыточности когда превосходит сумму постоянных затрат предприятия за месяц.
  • Standard Costing — исчисление полной себестоимости. По заказу рассчитываются и прямые затраты и доля косвенных затрат. Косвенные затраты распределяются на заказы пропорционально базе отнесения. База отнесения зависит от статьи затрат.

Плановая и фактическая себестоимость

Плановая себестоимость заказа — расчётный показатель, основанный на плановых затратах и плановом объеме производства. Используется для ценообразования и планирования ресурсов.

Фактическая себестоимость — показатель, который рассчитывается по результатам работы. В расчёт принимаются данные о фактических затратах и фактическом выпуске продукции. Используется для анализа эффективности.

Плановая и фактическая себестоимости должны рассчитываться по единой методике. Иначе сопоставить и проанализировать результаты будет невозможно.

Ошибки типографий

Мы давно занимаемся экономикой полиграфического производства и имели возможность ознакомиться и проанализировать методики расчета себестоимости, применяемые на сотнях предприятий.

Основные ошибки типографий в калькуляции себестоимости следующие:

  • Непонимание того, что плановая себестоимость — это результат расчета, основанного на статистике затрат и модели расчета себестоимости, а не абстрактные цифры, которые хотелось бы получить;
  • Некорректная работа с косвенными затратами. От необоснованного распределения по нормативам 40-летней давности до полного пренебрежения ими. А косвенные статьи затрат – это 20-55% себестоимости заказа в зависимости от видов выпускаемой продукции;
  • Анализируется только себестоимость печати, хотя затраты на послепечатные операции весьма существенны;
  • Использование для управленческих целей результатов расчета затрат, выполняемого бухгалтерией. Мы уже упоминали, что бухгалтерия считает затраты для того, чтобы заплатить налог на прибыль, часть ваших расходов просто не включается в состав затрат.
  • Вера в показатели себестоимости работы оборудования, декларируемые поставщиками. Например, в рекламных материалах цифровых печатных машин часто указывается себестоимость оттиска. Но редко кто расшифровывает, каким образом была получена эта цифра. Чаще всего поставщик показывает только прямые затраты в составе себестоимости печати.

Наши предложения

Наши системы управления ASystem и PrintEffect решают задачи расчета плановой и фактической себестоимости, предоставляют инструменты анализа и управления рентабельностью производства.

В системы заложена современная методика пооперационного исчисления полной себестоимости («Activity-based costing», или «АВС»), которая, по нашему мнению, наиболее точно отражает поведение затрат на полиграфическом производстве. Вкратце, суть методики — в накоплении заказом затрат по мере прохождения им технологического маршрута. Косвенные затраты переносятся на заказ через себестоимость машино-часа и время выполнения операции.

ASystem - расчёт себестоимости гибкой упаковки

Выполнить такой расчет вручную или с помощью простейших электронных таблиц весьма проблематично. Наши системы требуют, чтобы заказ был корректно описан. То есть должны быть указаны все изделия внутри заказа, должна быть описана их конструкция, раскладка на печатных листах, обязательно должен быть задан технологический маршрут.

Расчёт себестоимости книжной продукции

Исходя из этого описания, система сначала определяет тираж (объем работ) на каждой технологической операции с учетом нормативов технологических отходов. Затем рассчитывается плановое время выполнения технологических операции и плановый расход материалов. Плановое время и плановая выработка позволяют определить сумму косвенных затрат, отнесенных на каждую операцию

Далее заказ идет в работу, и необходимо вести подробный учет всех затрат в процессе его прохождения в производстве. Для этих целей мы рекомендуем использовать подсистему оперативного управления производством ASystemTouch, которая предоставляет возможность регистрации фактических данных непосредственно исполнителем в процессе выполнения сменного задания.

Расчёт себестоимости заказов за месяц

Наши системы учитывают все особенности позаказного полиграфического производства. Например, выполнение заказа в нескольких расчетных периодах, организационные проблемы учета фактического расхода некоторых материалов (например, краски), замена материалов, корректировка технологического процесса, перепечатки, брак и многое другое.

Мощная система управления ASystem реализует расчет плановой и фактической себестоимости любой сложности, в частности:

  • позволяет использовать в расчете любое количество статей прямых и косвенных затрат, определяемых пользователем;
  • реализует многоуровневую систему центров затрат с перераспределением косвенных затрат по произвольным базам их отнесения;
  • рассчитывает себестоимость работы оборудования не только через себестоимость машино-часа, но и через себестоимость единицы работы;
  • для поклонников расчета маржинальной прибыли и использования методики «Direct Costing» предоставляет возможность расчета себестоимости только по переменным затратам;
  • предоставляет широчайшие возможности план/факт анализа затрат и себестоимости продукции.

Система управления PrintEffect, предназначенная для небольших полиграфических компаний, имеет ряд функциональных ограничений, но, с другой стороны, позволяет настроить расчет себестоимости буквально за полчаса. Подробнее о расчете себестоимости в PrintEffect читайте здесь.

Сравнение функциональных возможностей

ФункцииASystemPrinteffectPrintEffect Lite
Плановая себестоимостьдадада
Фактическая себестоимостьдада
План/факт анализдада
Произвольный состав статей затратда
Произвольная модель расчета себестоимостида